Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 января 2001 г. N 2548
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 7 декабря 2000 г. N 1240
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ
БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ
(в ред. Приказа МВД РФ от 19.03.2004 N 187)
В целях совершенствования деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по контролю за соблюдением правил, нормативов и стандартов, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования, приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Наставление по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1).
1.2. Порядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 2).
2. Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, начальникам УВД (ОВД) УРО МВД России:
2.1. Организовать принятие зачетов по знаниям положений настоящего Приказа сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – ГИБДД).
2.2. Обеспечить изготовление и снабжение подразделений ГИБДД бланками документации, предусмотренной Наставлением и Порядком, утвержденными настоящим Приказом.
3. ГУКиКП (Брычееву В.Г.), ГУГИБДД (Федорову В.А.) МВД России внести в первом полугодии 2001 года изменения в программы подготовки и повышения квалификации сотрудников ГИБДД с учетом требований настоящего Приказа.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра генерал-полковника милиции Голубева И.И.
Министр
генерал-полковник
В.РУШАЙЛО
Приложение N 1
к Приказу МВД России
от 7 декабря 2000 г. N 1240
НАСТАВЛЕНИЕ
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ
БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Наставление по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации <1> определяет порядок осуществления Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации <2> специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций по обеспечению соблюдения юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства <3> законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, стандартов и технических норм, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию автомототранспортных средств, прицепов к ним <4> и предметов их дополнительного оборудования, в области обеспечения безопасности дорожного движения <5>.
——————————–
<1> Далее – “Наставление”.
<2> Далее – “ГИБДД”.
<3> Далее – “граждане”.
<4> Далее – “транспортные средства”.
<5> Далее – “нормативные правовые акты”.
2. Для целей настоящего Наставления применяются следующие основные термины:
дорожно-транспортное происшествие <*> – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;
——————————–
<*> Далее – “ДТП”.
изменение конструкции транспортного средства – исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения;
контроль за конструкцией транспортных средств – проверка соответствия конструкции транспортных средств и предметов их дополнительного оборудования требованиям нормативных правовых актов;
контроль за техническим состоянием транспортных средств – проверка соответствия технического состояния транспортных средств и предметов их дополнительного оборудования требованиям нормативных правовых актов;
одобрение типа транспортного средства – процедура, посредством которой после проведения необходимых проверок, проведенных в соответствии с принципами Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний <*>, заявляется, что транспортное средство отвечает перечню требований по безопасности и охране окружающей среды, обязательных при сертификации транспортных средств в Российской Федерации, и в результате которой выдается одноименный документ;
——————————–
<*> Утверждено в Женеве в 1958 г., СССР присоединился к данному соглашению в соответствии с Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 31 октября 1986 г. N 1295.
пункт технического осмотра <*> – производственно-техническая база юридического лица или индивидуального предпринимателя, привлекаемого ГИБДД в установленном порядке к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре;
——————————–
<*> Далее – “ПТО”.
сертификация – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям;
специальная продукция – государственные регистрационные знаки транспортных средств, водительские удостоверения, талоны о прохождении государственного технического осмотра и другая специальная продукция, необходимая для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении;
станция государственного технического осмотра ГИБДД <*> – подразделение ГИБДД, имеющее необходимую производственно-техническую базу для проведения государственного технического осмотра транспортных средств, а также осуществления других специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций;
——————————–
<*> Далее – “СГТО ГИБДД”.
транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;
участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
3. Правовую основу деятельности ГИБДД при осуществлении технического надзора составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 “О милиции” <1>, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях <2>, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” <3>, другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации <4>, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции, а также настоящее Наставление.
——————————–
<1> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 360; N 32, ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2964; 1999, N 14, ст. 1666; N 49, ст. 5905.
<2> Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, N 27, ст. 909, с соответствующими изменениями и дополнениями.
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158.
<4> Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 25, ст. 2897).
4. Основные задачи технического надзора:
4.1. Предупреждение и снижение тяжести последствий ДТП, возникающих из-за несоответствия конструкции, технического состояния транспортных средств и их дополнительного оборудования требованиям нормативных правовых актов.
4.2. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области обеспечения безопасности дорожного движения, связанных с эксплуатацией транспортных средств.
5. Основные функции технического надзора:
5.1. Контроль за конструкцией транспортных средств при их производстве и сертификации.
5.2. Контроль за конструкцией транспортных средств при выдаче организациям-изготовителям транспортных средств <*> бланков паспортов транспортных средств <**> и паспортов шасси транспортных средств <***>.
——————————–
<*> Далее – “организации-изготовители”.
<**> Далее – “ПТС”.
<***> Далее – “ПШТС”.
5.3. Контроль за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств, находящихся в эксплуатации.
5.4. Контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов юридическими лицами – собственниками транспортных средств <*>.
——————————–
<*> Далее – “юридические лица”.
5.5. Контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов при осуществлении разрешительных действий.
II. Контроль за конструкцией транспортных средств
при их производстве и сертификации
6. Контроль за конструкцией транспортных средств при их производстве и сертификации осуществляется в соответствии с Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов <*>.
——————————–
<*> Утверждены Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 1 апреля 1998 г. N 19, зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 мая 1998 г., регистрационный N 1522 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1998, N 14).
7. Представители Главного управления ГИБДД <*>, участвующие в работе комиссий по проверке условий производства и инспекционном контроле организаций-изготовителей:
——————————–
<*> Далее – “ГУГИБДД”.
контролируют регистрацию одобрения типа транспортного средства, сертифицированного в установленном порядке, а также наличие данных, подтверждающих, что сертифицируемая продукция подверглась контролю и испытаниям на соответствие нормативным документам;
выявляют причины несоответствия сертифицированной продукции требованиям нормативных правовых актов;
контролируют соблюдение установленных требований по учету, хранению, заполнению и выдаче ПТС (ПШТС);
проверяют выполнение мероприятий по устранению причин, послуживших основанием для выдачи организации-изготовителю обязательных для исполнения предписаний (приложение N 1), в которых указываются выявленные нарушения нормативных правовых актов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения.
8. По решению ГУГИБДД для участия в работе комиссий по проверке условий производства сертифицируемой продукции, а также инспекционном контроле деятельности организаций-изготовителей за выпускаемой сертифицированной продукцией могут привлекаться представители территориальных органов управления ГИБДД субъектов Российской Федерации. В этом случае материалы по результатам работы комиссий направляются в 10-дневный срок в ГУГИБДД.
9. При выявлении недостатков в деятельности организации-изготовителя, связанных с производством продукции, не соответствующей требованиям нормативных правовых актов, а также продукции, реализуемой потребителям и не соответствующей сертифицированному образцу, ГУГИБДД направляет в организацию-изготовитель предписание.
В случае непринятия по предписанию необходимых мер виновные лица привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а выданные ранее бланки ПТС и ПШТС изымаются. При этом в Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии направляется представление о приостановлении или отмене действия выданного организации-изготовителю одобрения типа транспортного средства.
III. Контроль за конструкцией транспортных средств
при выдаче организациям-изготовителям
бланков ПТС и ПШТС
10. Территориальные органы управления ГИБДД субъектов Российской Федерации при выдаче организациям-изготовителям бланков ПТС и (или) ПШТС осуществляют контроль за конструкцией транспортных средств путем проверки наличия у них одобрений типа транспортного средства и (или) заключений о соответствии выпускаемых шасси транспортных средств требованиям нормативных правовых актов.
Порядок выдачи бланков ПТС и ПШТС установлен Положением о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств <*>.
——————————–
<*> Утверждено Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 июня 1997 г. N 399/388/195, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 июля 1997 г., регистрационный N 1349 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1997, N 15).
11. Выдача бланков ПТС и ПШТС производится на основании поступающих от организаций-изготовителей заявок.
11.1. С заявкой на получение истребуемого количества бланков ПТС и ПШТС представляются отчет об использовании ранее полученных бланков, сведения о количестве неиспользованных бланков, а также бланки, испорченные при заполнении.
Обоснованием истребуемого количества бланков ПТС и ПШТС являются планы выпуска транспортных средств, средний показатель выпуска транспортных средств и (или) заявки на поставку транспортных средств.
11.2. При выдаче бланков ПТС на транспортные средства, изготавливаемые с использованием шасси (как его составной части), указывается количество и номера ПШТС, взамен которых они будут оформлены.
11.3. В отчет об использовании ранее полученных бланков заносятся номера оформленных бланков ПТС и ПШТС с указанием марок, моделей, модификаций транспортных средств и их учетных данных (идентификационных номеров (VIN) транспортных средств, кузова, шасси, двигателя).
12. Территориальные органы управления ГИБДД субъектов Российской Федерации не реже одного раза в год обязаны проводить проверки соблюдения организациями-изготовителями установленных требований по учету, хранению, заполнению и выдаче ПТС (ПШТС).
13. Для учета поступления и расходования бланков ПТС и ПШТС в ГИБДД ведется реестр учета поступления и расходования специальной продукции (приложение N 2).
IV. Контроль за конструкцией и техническим состоянием
транспортных средств, находящихся в эксплуатации
14. Общий порядок контроля за конструкцией и техническим состоянием находящихся в эксплуатации транспортных средств:
14.1. При контроле за конструкцией и техническим состоянием находящихся в эксплуатации транспортных средств осуществляются:
проверка соответствующих документов;
проверка соблюдения нормативных правовых актов, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию транспортных средств;
оформление результатов контроля.
14.2. Перечень документов, которые подлежат проверке при контроле за конструкцией и техническим состоянием находящихся в эксплуатации транспортных средств, определяется соответствующими нормативными правовыми актами:
при осуществлении регистрационных действий – Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения и Инструкцией о порядке производства работ по регистрации транспортных средств в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения <*>;
——————————–
<*> Утверждены Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 ноября 1996 г. N 624, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 1996 г., регистрационный N 1223 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1997, N 2; 1999, N 10).
при проведении государственного технического осмотра – Правилами проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации <*>;
——————————–
<*> Утверждены Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 марта 1999 г. N 190, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 апреля 1999 г., регистрационный N 1763 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1998, N 18 – 19).
при надзоре за дорожным движением – Правилами дорожного движения Российской Федерации <*>.
——————————–
<*> Утверждены Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 184; 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985).
14.3. Проверка соблюдения нормативных правовых актов, устанавливающих требования к конструкции транспортных средств, проводится путем осмотра транспортных средств.
14.3.1. При осмотре транспортных средств устанавливается соответствие марки, модели, модификации, цвета, года выпуска, идентификационного номера (VIN) транспортного средства (если он присвоен организацией-изготовителем), идентификационного (порядкового производственного) номера шасси (рамы), кузова (коляски, прицепа), двигателя, государственного регистрационного знака сведениям, указанным в ПТС и (или) иных регистрационных документах.
14.3.2. При осмотре обращается внимание на особенности конструкции конкретного транспортного средства (тип кузова, двигателя, наличие специального несъемного оборудования, количество и размещение пассажирских сидений, топливных баков и другое), а также проверяется соблюдение требований нормативных правовых актов по:
размещению рекламы на наружные поверхности транспортных средств <*>;
——————————–
<*> Инструкция о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах, утверждена Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 июля 1998 г. N 410, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 октября 1998 г., регистрационный N 1625 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1998, N 28).
нанесению цветографических схем, опознавательных знаков и надписей на наружные поверхности транспортного средства <*>;
——————————–
<*> Требования к размещению на транспортных средствах специальных и оперативных служб цветографических схем, опознавательных знаков и надписей определены ГОСТ Р 50574-93 “Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования”.
оборудованию транспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами <*>;
——————————–
<*> Перечень транспортных средств, на которые могут быть установлены специальные световые и звуковые сигналы, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 января 2000 г. N 2 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 244; 2000, N 4, ст. 400; N 7, ст. 814; N 8, ст. 968). Требования по размещению и применению специальных световых и звуковых сигналов определены ГОСТ Р 50574-93.
оборудованию транспортных средств радиоэлектронными средствами (высокочастотными устройствами) <*>;
——————————–
<*> Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 30 “Об упорядочении использования радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) на территории Российской Федерации” (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 3, ст. 179; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 32, ст. 3912).
комплектованию предметами дополнительного оборудования, без которых эксплуатация транспортных средств запрещена <*>.
——————————–
<*> Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.
14.3.3. При выявлении на зарегистрированном транспортном средстве изменений конструкции, подлежащих внесению и не внесенных в регистрационные документы, эксплуатация транспортного средства запрещается.
14.3.4. При возникновении сомнений в подлинности сведений о его сертификации, указанных в ПТС или ПШТС транспортного средства, либо выявлении несоответствия конструкции транспортного средства направляется запрос в Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии.
14.3.5. Соблюдение требований по размещению на транспортных средствах специальных и оперативных служб специальных цветографических схем, опознавательных знаков, надписей подтверждается записью в графе “Цвет” свидетельства о регистрации транспортного средства “по ГОСТ Р 50574-93”.
14.3.6. Соблюдение требований нормативных правовых актов при оборудовании транспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами подтверждается наличием в свидетельстве о регистрации транспортного средства (внутренней его части) записи (штампа): “Разрешены световой синий, звуковой спецсигналы”, “Разрешены световые желтые спецсигналы”, заверенной подписью должностного лица, а также печатью соответствующего подразделения ГИБДД.
14.3.7. Соблюдение требований нормативных правовых актов при оборудовании транспортных средств радиоэлектронными средствами (высокочастотными устройствами) подтверждается документами, выданными органами государственного надзора за связью в Российской Федерации, Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации или Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и удостоверяющими право использования радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) на территории Российской Федерации, либо их принадлежностью Министерству обороны Российской Федерации или Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации <*>.
——————————–
<*> Данное требование не распространяется на радиоэлектронные средства, предназначенные для индивидуального приема программ теле- и радиовещания, изделия бытовой электроники, не содержащие радиоизлучающих устройств, установленные в транспортных средствах.
14.3.8. При выявлении нарушений требований по размещению рекламы на наружных поверхностях транспортных средств, цветографических схем, опознавательных знаков, надписей, специальных световых и звуковых сигналов, а также оборудованию транспортных средств радиоэлектронными средствами (высокочастотными устройствами) главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения руководителям организаций и другим должностным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, выдаются обязательные для исполнения предписания, в которых устанавливаются сроки их исполнения и представления информации о принимаемых мерах.
14.3.9. Транспортное средство, его номерные агрегаты и представляемые документы проверяются на подлинность с применением технических средств и по соответствующим федеральным информационно-поисковым системам в установленном порядке.
При обнаружении признаков подделки представляемых документов, государственных регистрационных знаков, маркировки транспортных средств либо выявления несоответствия номеров агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, а также при наличии достаточных оснований полагать, что транспортные средства (номерные агрегаты) или представленные документы находятся в розыске, документы и (или) транспортное средство направляются в орган внутренних дел для проведения соответствующей проверки.
14.3.10. Техническое состояние транспортных средств проверяется на соответствие требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств и предметов их дополнительного оборудования.
Дополнительные требования к транспортным средствам, перевозящим опасные грузы, установлены Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом <*>. Кроме того, к транспортным средствам, участвующим в международном дорожном движении и перевозящим опасные грузы, предъявляются дополнительные требования, изложенные в Европейском соглашении о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) <**>.
——————————–
<*> Утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 1995 г. N 73, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 1995 г., регистрационный N 997 (“Российские вести”, 1996, N 15; N 20).
<**> Утверждено в Женеве 30 сентября 1957 г., Российская Федерация присоединилась к данному соглашению в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 76 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 7, ст. 508).
Дополнительные требования к транспортным средствам, перевозящим крупногабаритные и тяжеловесные грузы, установлены Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации <*>.
——————————–
<*> Утверждена Министерством транспорта Российской Федерации 27 мая 1996 г., зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 августа 1996 г., регистрационный N 1146 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1996, N 6).
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, эксплуатация транспортных средств запрещается со снятием государственных регистрационных знаков в установленном порядке <*>.
——————————–
<*> Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 51, ст. 4990).
14.3.11. Проверка технического состояния осуществляется с использованием средств технического диагностирования.
При проверке применяются средства технического диагностирования, внесенные в Государственный реестр типа средств измерений, имеющие сертификаты соответствия (если они подлежат обязательной сертификации), сертификаты об утверждении типа средств измерения, установленные документы о поверке.
14.4. Результаты контроля за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств оформляются в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации:
при осуществлении регистрационных действий – Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения и Инструкцией о порядке производства работ по регистрации транспортных средств в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
при проведении государственного технического осмотра – Правилами проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
при надзоре за дорожным движением – Наставлением по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации <*>.
——————————–
<*> Утверждено Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 апреля 1999 г. N 297, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 апреля 1999 г., регистрационный N 1771 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 24).
15. Особенности контроля за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств при проведении государственного технического осмотра.
15.1. На транспортное средство, прошедшее государственный технический осмотр, сотрудником ГИБДД оформляется и выдается собственнику (представителю собственника) талон о прохождении государственного технического осмотра.
Для транспортных средств юридических лиц, занимающихся эксплуатацией транспортных средств и проходящих государственный технический осмотр на собственной производственной базе, вместе с выдаваемыми талонами о прохождении государственного технического осмотра оформляется акт государственного технического осмотра группы транспортных средств в трех экземплярах. Один экземпляр акта государственного технического осмотра группы транспортных средств хранится в ГИБДД, второй – в военном комиссариате, третий – у юридического лица.
15.2. Эксплуатация неисправного транспортного средства запрещается в установленном порядке, при этом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со снятием государственных регистрационных знаков.
15.3. Сведения о прохождении транспортным средством государственного технического осмотра, получении собственником (представителем собственника) транспортного средства талона о прохождении государственного технического осмотра, акта технического осмотра транспортного средства вносятся в реестры государственного технического осмотра транспортных средств физических или юридических лиц (приложения N 3, N 4), срок хранения которых – три года.
Допускается ведение названных реестров с использованием средств вычислительной техники (на магнитных носителях). В этом случае номер выданного талона о прохождении государственного технического осмотра заносится в диагностическую карту, а собственник (представитель собственника) транспортного средства своей подписью на ней удостоверяет факт получения талона о прохождении государственного технического осмотра. Диагностические карты хранятся в подразделении ГИБДД для подтверждения выдачи специальной продукции.
15.4. ГИБДД осуществляет контроль за качеством работ ПТО, участвующих в проверке технического состояния при государственном техническом осмотре транспортных средств, путем проведения ежедневных, плановых, внеплановых и контрольных проверок.
15.4.1. Ежедневные проверки осуществляются сотрудниками ГИБДД, постоянно закрепленными за конкретным ПТО. При этом контролируется объем и качество работ, проводимых ПТО по проверке технического состояния при государственном техническом осмотре транспортных средств. Результаты проверок ПТО вносятся сотрудниками ГИБДД в журнал результатов ежедневных проверок пунктов технического осмотра (приложение N 5).
15.4.2. Плановые проверки организуются и проводятся территориальным органом управления ГИБДД субъекта Российской Федерации, но не реже одного раза в год.
К указанным проверкам могут привлекаться представители территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, представители территориальных отделений Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации, инженерно-технические работники автотранспортных предприятий, а также представители других заинтересованных организаций, принимающих участие в обеспечении безопасности дорожного движения.
В ходе плановых проверок ПТО, кроме мероприятий, предусмотренных подпунктом 15.4.1, осуществляется проверка:
состояния производственно-технической базы и соблюдения технологии работ по проверке технического состояния транспортных средств;
размещения оборудования, организации движения транспортных средств, а также рабочего места сотрудника ГИБДД;
наличия документации, предусмотренной перечнем документов, регламентирующих деятельность пунктов технического осмотра (приложение N 6), в том числе нормативных правовых актов, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию транспортных средств;
соответствия квалификации контролеров технического состояния транспортных средств установленным квалификационным требованиям;
документирования результатов проверки технического состояния транспортных средств.
15.4.3. Внеплановые проверки проводятся территориальным органом управления ГИБДД субъекта Российской Федерации, при наличии информации, дающей достаточные основания полагать, что ПТО не соблюдаются условия договора.
15.4.4. Контрольные проверки проводятся территориальным органом управления ГИБДД субъекта Российской Федерации, а также, по его поручению, подчиненными подразделениями ГИБДД, по истечении сроков устранения недостатков, выявленных ГИБДД при плановых и внеплановых проверках.
15.5. При всех видах проверок могут проводиться выборочные проверки технического состояния транспортных средств, признанных ПТО исправными.
15.6. Результаты проверок (кроме ежедневных) оформляются актами проверки в трех экземплярах.
В акте проверки указываются, кем она проведена, основание проведения проверки, место и время ее проведения, выявленные недостатки, а также сроки их устранения.
Первый экземпляр акта проверки вручается (направляется) руководителю ПТО, а его копии остаются для контроля в территориальном органе управления ГИБДД субъекта Российской Федерации и подчиненном подразделении ГИБДД, на территории обслуживания которого находится проверяемый ПТО.
16. Особенности контроля за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств при осуществлении надзора за дорожным движением:
16.1. При надзоре за дорожным движением контроль за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств может проводиться на стационарных постах и контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах транспортных средств.
Контроль технического состояния автобусов, следующих по установленному маршруту, производится на конечных станциях маршрутов, автовокзалах и пассажирских автостоянках.
16.2. Основаниями для остановки транспортных средств для контроля за конструкцией и техническим состоянием при осуществлении надзора за дорожным движением являются:
отсутствие в правом нижнем углу ветрового стекла автомобиля действующего талона о прохождении государственного технического осмотра;
наличие в предусмотренных местах транспортных средств нестандартных, нечитаемых или установленных с нарушениями требований Правил дорожного движения Российской Федерации государственных регистрационных знаков, а равно их отсутствие;
наличие неисправностей и условий, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации и Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения <*>, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
——————————–
<*> Утверждены Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 184; 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985).
16.3. При контроле за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств в процессе дорожного движения меры личной безопасности сотрудников ГИБДД, а также их взаимоотношения с участниками дорожного движения должны осуществляться в соответствии с требованиями Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
16.4. Эксплуатация транспортных средств запрещается при выявлении неисправностей и условий, предусмотренных приложением к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
При выявлении не горящих (отсутствующих) фар и задних габаритных огней на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, либо недействующего со стороны водителя стеклоочистителя во время дождя или снегопада дальнейшее движение транспортного средства в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации запрещается.
16.5. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, эксплуатация транспортных средств запрещается со снятием государственных регистрационных знаков в установленном порядке.
Задержание транспортного средства оформляется отдельным протоколом или в протоколе об административном правонарушении производится соответствующая запись.
V. Контроль за соблюдением требований нормативных
правовых актов юридическими лицами
17. За юридическими лицами, имеющими в собственности 50 и более единиц транспортных средств в городах (25 и более единиц – в сельских населенных пунктах), зарегистрированных в ГИБДД, закрепляются сотрудники ГИБДД управления (отдела) внутренних дел района, города, округа, района в городе.
По решению главного государственного инспектора безопасности дорожного движения района, города, округа и района в городе сотрудники ГИБДД могут закрепляться за юридическими лицами с меньшим количеством транспортных средств.
18. Сотрудники ГИБДД, закрепленные за юридическими лицами:
контролируют соблюдение ими требований нормативных правовых актов;
подготавливают предложения главному государственному инспектору о выдаче предписаний;
изучают сведения о структуре парка транспортных средств и динамику аварийности в нем, соблюдение водителями транспортной дисциплины, анализируют причины и условия возникновения ДТП.
19. На юридических лиц, за которыми закреплены сотрудники ГИБДД, заводятся наблюдательные дела, содержание которых изложено в приложении N 7.
20. Контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов осуществляется путем проведения:
проверок транспортных средств при выпуске их на линию;
плановых и внеплановых проверок;
контрольных проверок по выполнению ранее выданных предписаний.
К проверкам могут привлекаться представители территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации, инженерно-технические работники автотранспортных предприятий, а также представители других заинтересованных организаций, принимающих участие в обеспечении безопасности дорожного движения и охране окружающей среды.
21. Проверки транспортных средств при выпуске их на линию:
21.1. Проводятся:
не реже 2 раз в год – для юридических лиц с количеством транспортных средств 50 и более единиц в городах (25 и более единиц – в сельских населенных пунктах);
не реже 1 раза в год – для иных юридических лиц.
21.2. Контроль за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств осуществляется с использованием средств технического диагностирования.
21.3. В случае выявления нарушений требований нормативных правовых актов эксплуатация транспортных средств запрещается, а водители и должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
21.4. Результаты проверки транспортных средств при выпуске их на линию оформляются актом, составляемым в произвольной форме в двух экземплярах. Акт подписывается сотрудником ГИБДД, осуществлявшим проверку. Один экземпляр акта проверки вручается (направляется) руководителю юридического лица или иному должностному лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства, а его копия остается в ГИБДД и с другими материалами приобщается к наблюдательному делу.
22. Плановые и внеплановые проверки за соблюдением юридическими лицами требований нормативных правовых актов при эксплуатации транспортных средств:
22.1. Плановые проверки осуществляются в соответствии с утвержденными графиками, но не реже 1 раза в 2 года.
22.2. При плановых проверках контролируются:
реализация мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий, повышению профессионального мастерства водительского состава и иных требований в соответствии с Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов <*> и Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами <**>;
——————————–
<*> Утверждено Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 марта 1995 г. N 27, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июня 1995 г., регистрационный N 868 (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1996, N 3).
<**> Утверждено Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 2, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 14 мая 1997 г., регистрационный N 1302 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1997, N 11).
организация учета ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, предусмотренного Правилами учета дорожно-транспортных происшествий <*>;
——————————–
<*> Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2681; 1998, N 32, ст. 3910; 2000, N 6, ст. 776).
соблюдение требований Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;
соблюдение требований Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации;
соответствие технического состояния транспортных средств, выпускаемых на линию, требованиям нормативных правовых актов.
22.3. Внеплановые проверки проводятся:
при совершении ДТП, повлекших гибель 5 и более человек и (или) ранение 10 и более человек, с участием транспортных средств юридических лиц или по вине их водителей, находившихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
при превышении транспортными средствами юридических лиц средних по району, городу, округу и району в городе относительных показателей аварийности и низкой транспортной дисциплины водителей.
23. Контрольные проверки проводятся по истечении сроков устранения недостатков, выявленных ГИБДД в ходе плановых и внеплановых проверок.
24. Результаты плановых, внеплановых и контрольных проверок оформляются актами, составляемыми в произвольной форме в двух экземплярах и подписываемыми главным государственным инспектором района, города, округа и района в городе. Один экземпляр акта проверки вручается (направляется) руководителю юридического лица или иному должностному лицу, а его копия остается в ГИБДД и с другими материалами приобщается к наблюдательному делу.
25. В случае выявления нарушений нормативных правовых актов при выпуске транспортных средств на линию, проведении проверок руководителю юридического лица или иному должностному лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства, выдается предписание.
26. Выявленные нарушения условий лицензирования перевозочной и транспортно-экспедиционной деятельности документируются в установленном порядке и направляются на рассмотрение в территориальные отделения Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации.
V. Контроль за соблюдением требований нормативных
правовых актов при осуществлении разрешительной
деятельности
27. Выдача разрешений на оборудование транспортных средств специальными сигналами и особыми государственными регистрационными знаками осуществляется в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации <*>.
——————————–
<*> Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 10 марта 2000 г. N 258, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 марта 2000 г., регистрационный N 2164 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, N 15).
28. Допуск транспортных средств к перевозке опасных грузов:
28.1. Порядок допуска транспортных средств к перевозке опасных грузов, а также требования к конструкции, техническому состоянию и оборудованию таких транспортных средств определяется Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
28.2. Допуск транспортных средств к перевозке опасных грузов производится посредством выдачи свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов <*>.
——————————–
<*> Форма свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов утверждена Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 1995 г. N 73.
На каждое транспортное средство должно выдаваться отдельное свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов <*>.
——————————–
<*> Далее – “свидетельство о допуске к перевозке”.
Бланки свидетельств о допуске к перевозке изготавливаются типографским способом и имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию (код субъекта Российской Федерации), номер (шестизначное число) и являются документами строгой отчетности.
28.3. Рассмотрение вопроса о выдаче свидетельства о допуске к перевозке осуществляется на основании представленных собственником (представителем собственника) транспортного средства документов, результатов контроля за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортного средства требованиям нормативных правовых актов, указанных в подпункте 28.1 настоящего Наставления.
28.4. Собственник (представитель собственника) представляет следующие документы:
заявление на выдачу свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов (приложение N 8);
документ, удостоверяющий личность собственника (представителя собственника) транспортного средства;
документ, подтверждающий право пользования и (или) распоряжения транспортным средством (для представителя собственника);
свидетельство о регистрации транспортного средства или технический паспорт транспортного средства и (или) технический талон транспортного средства;
действующий талон о прохождении государственного технического осмотра.
28.5. Выдача свидетельств о допуске к перевозке производится подразделениями ГИБДД по месту регистрации (временной регистрации) транспортных средств.
28.6. Срок действия свидетельства о допуске к перевозке устанавливается в пределах срока действия талона о прохождении государственного технического осмотра.
28.7. При отказе собственнику (представителю собственника) транспортного средства в выдаче свидетельства о допуске к перевозке на его заявлении делается запись о причине отказа.
Если причина отказа в выдаче свидетельства о допуске к перевозке заключалась в несоответствии конструкции, технического состояния или оборудования транспортного средства нормативным правовым актам, указанным в подпункте 28.1 настоящего Наставления, эксплуатация такого транспортного средства запрещается в установленном порядке.
28.8. Сведения о выдаче собственнику (представителю собственника) транспортного средства свидетельства о допуске к перевозке вносятся в реестр выданных свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов (приложение N 9), который хранится в течение трех лет.
28.9. Выдача свидетельства о допуске к перевозке взамен утраченного или непригодного для пользования производится в соответствии с настоящим порядком.
Приложение N 1
к Наставлению по техническому
надзору Государственной инспекции
безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел
Российской Федерации
(На сайте не приводится)
Приложение N 2
к Наставлению по техническому
надзору Государственной инспекции
безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел
Российской Федерации
(На сайте не приводится)
Приложение N 3
к Наставлению по техническому
надзору Государственной инспекции
безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел
Российской Федерации
(На сайте не приводится)
Приложение N 4
к Наставлению по техническому
надзору Государственной инспекции
безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел
Российской Федерации
(На сайте не приводится)
Приложение N 5
к Наставлению по техническому
надзору Государственной инспекции
безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел
Российской Федерации
(На сайте не приводится)
Приложение N 6
к Наставлению по техническому
надзору Государственной инспекции
безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел
Российской Федерации
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПУНКТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА
1. Пакет документов (учредительные документы; свидетельство о государственной регистрации юридического лица или документа, подтверждающего право на индивидуальное предпринимательство; справка о постановке на учет в налоговом органе; действующий договор на право проведения проверки технического состояния транспортных средств; другие документы, регламентирующие деятельность пункта технического осмотра).
2. Нормативные правовые акты, правила, стандарты и технические нормы, устанавливающие требования к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств и предметов их дополнительного оборудования.
3. Документы, регламентирующие технологию проверки технического состояния транспортных средств, требования к производственно-технической базе, на основе которой осуществляется указанная проверка транспортных средств при государственном техническом осмотре, и персоналу, участвующему в такой проверке.
4. Приказы и распоряжения о распределении ответственности за работами по проверке технического состояния транспортных средств; должностные инструкции, свидетельства о присвоении квалификации, удостоверения контролеров технического состояния транспортных средств; водительские удостоверения.
5. Документы, определяющие порядок оплаты работ и тарифы по проверке технического состояния транспортных средств.
6. Документы, регламентирующие учет и хранение диагностических карт, жалоб собственников транспортных средств и актов по предшествовавшим проверкам.
7. Документы, подтверждающие проведение аттестации средств технического диагностирования и государственной поверки средств измерения, применяемых при проверке технического состояния транспортных средств (договор с Центром стандартизации и метрологии или другой уполномоченной организацией, графики и акты метрологических поверок средств измерения и аттестации диагностического оборудования, паспорта на приборы и эксплуатационную документацию на оборудование, инструкции по технике безопасности, графики технического обслуживания и ремонта диагностического оборудования).
Приложение N 7
к Наставлению по техническому
надзору Государственной инспекции
безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел
Российской Федерации
СОДЕРЖАНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО ДЕЛА
Наблюдательное дело должно содержать следующие сведения:
наименование, почтовый адрес и другие реквизиты юридического лица;
фамилия, имя, отчество и телефоны должностных лиц, а также лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств, за обеспечения режима труда и отдыха водителей;
копию устава (иного учредительного документа) юридического лица;
информацию о количественном и качественном составе автопарка;
перечень имеющихся средств технического диагностирования;
материалы о результатах государственного технического осмотра;
состояние аварийности, а также наличие ДТП по причине управления транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения;
состояние транспортной дисциплины водителей юридического лица;
соблюдение режима труда и отдыха водителей, обследование маршрутов движения транспортных средств юридических лиц, осуществляющих пассажирские перевозки;
акты проведенных плановых, контрольных и иных проверок;
копии выданных предписаний об устранении выявленных нарушений;
накопительную информацию о фактах запрещения эксплуатации и движения транспортных средств;
копии писем, обращений и иные документы.
Приложение N 8
к Наставлению по техническому
надзору Государственной инспекции
безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел
Российской Федерации
ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ВЫДАЧУ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ДОПУСКЕ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА К ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
(На сайте не приводится)
Приложение N 9
к Наставлению по техническому
надзору Государственной инспекции
безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел
Российской Федерации
(На сайте не приводится)
Приложение N 2
к Приказу МВД России
от 7 декабря 2000 г. N 1240
ПОРЯДОК
КОНТРОЛЯ ЗА ВНЕСЕНИЕМ ИЗМЕНЕНИЙ В КОНСТРУКЦИЮ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящий Порядок определяет процедуры контроля за внесением изменений в конструкцию зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации <*> автомототранспортных средств и прицепов к ним <**>.
——————————–
<*> Далее – “ГИБДД”.
<**> Далее – “транспортные средства”.
2. Порядок разработан на основании Федерального закона “О безопасности дорожного движения” <*> и в соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации <**>.
——————————–
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158.
<**> Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 25, ст. 2897).
3. Для целей настоящего Порядка применяются следующие основные термины:
базовое транспортное средство – сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения;
заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию – документ, выдаваемый организациями-изготовителями или уполномоченными на то организациями, подтверждающий возможность внесения изменений в конструкцию транспортного средства и устанавливающий конкретный порядок проведения необходимых для этого работ;
испытательная лаборатория (центр) по сертификации – организация, аккредитованная в установленном порядке и занесенная в Государственный Реестр Системы сертификации ГОСТ Р, осуществляющая сертификационные испытания конкретных видов продукции в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов;
организации, уполномоченные выдавать заключения о возможности внесения изменений в конструкцию транспортных средств, – органы по сертификации, технические службы по сертификации, испытательные лаборатории (центры) по сертификации, организации-изготовители транспортных средств, а также другие организации, уполномоченные Главным управлением ГИБДД;
орган по сертификации – организация, проводящая сертификацию конкретного вида продукции, процесса или услуги в Системе сертификации ГОСТ Р, аккредитованная в установленном порядке и занесенная в Государственный Реестр Системы сертификации ГОСТ Р;
производитель работ по внесению изменений в конструкцию транспортных средств – юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие соответствующую лицензию и сертификат соответствия на выполнение этих работ и услуг;
пункт технического осмотра <*> – производственно-техническая база юридического лица или индивидуального предпринимателя, привлекаемого ГИБДД в установленном порядке к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре;
——————————–
<*> Далее – “ПТО”.
свидетельство о соответствии транспортного средства требованиям безопасности <*> – документ, подтверждающий соответствие транспортного средства требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, выдаваемый ГИБДД по результатам контроля за внесением изменений в его конструкцию;
——————————–
<*> Далее – “свидетельство”.
составные части и предметы оборудования – агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции полнокомплектного транспортного средства, к которым предъявляются отдельные требования нормативных документов;
станция государственного технического осмотра ГИБДД <*> – подразделение ГИБДД, имеющее необходимую производственно-техническую базу для проведения государственного технического осмотра транспортных средств, а также осуществления других специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций;
——————————–
<*> Далее – “СГТО ГИБДД”.
техническая служба по сертификации – испытательная лаборатория (центр), аккредитованная на право проведения сертификационных испытаний в рамках Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний <*>;
——————————–
<*> Утверждено в Женеве в 1958 г., СССР присоединился к данному соглашению в соответствии с Постановлением Совета Министров – Правительства от 31 октября 1986 г. N 1295.
тип транспортного средства – транспортные средства, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях.
4. Рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства <*> (приложение N 1) осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию транспортного средства.
——————————–
<*> Далее – “заявление”.
При приеме заявления необходимо удостовериться в том, что в отношении транспортного средства, в конструкцию которого вносятся изменения, отсутствуют запреты или ограничения, наложенные судом, следствием, таможенными органами, органами налоговой полиции, органами социальной защиты населения.
5. По результатам рассмотрения заявления подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение.
6. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию <*>. Кроме того в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено.
——————————–
<*> Далее – “заключение”.
7. Если решение предусматривает получение заключения, то собственник транспортного средства обращается в организацию, уполномоченную его выдавать.
8. Заключение содержит:
описание работ, которые необходимо произвести при внесении изменений в конструкцию транспортного средства;
рекомендации по выбору производственной базы, на которой возможно выполнение данных работ;
перечень работ, которые собственник может произвести самостоятельно.
При значительном объеме и (или) большой сложности работ к заключению прилагается соответствующая техническая документация.
9. В качестве заключения могут быть приняты технические условия на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, разработанные организацией – изготовителем базового транспортного средства или производителем работ по внесению изменений в конструкцию <*>, утвержденные в установленном порядке организацией – изготовителем базового транспортного средства и согласованные с Главным управлением ГИБДД.
——————————–
<*> Далее – “производитель работ”.
10. Заключение не требуется в случаях, если:
транспортное средство после внесенных изменений в его конструкцию соответствует сертифицированному в установленном порядке транспортному средству той же марки и той же организации-изготовителя;
вносимые изменения предусмотрены перечнем Изменений конструкций транспортных средств, которые могут осуществляться без представления заключения о возможности внесения изменений в конструкцию (приложение N 2), но по разрешению ГИБДД.
11. Контроль за выполнением работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства.
11.1. Внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется производителем этих работ. Допускается самостоятельно осуществлять работы по внесению только тех изменений в конструкцию транспортного средства, на которые имеется разрешение уполномоченной на то организации.
11.2. После внесения изменений в конструкцию транспортного средства производители этих работ выдают собственнику транспортного средства заявление – декларацию об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства <*> (приложение N 3).
——————————–
<*> Далее – “заявление – декларация”.
12. На самостоятельно проведенные работы по внесению изменений в конструкцию транспортного средства заявление – декларация заполняется и подписывается собственником транспортного средства.
13. Техническое состояние и конструкция транспортного средства после внесенных изменений проверяются на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения на СГТО ГИБДД или ПТО.
13.1. По результатам проверки на транспортное средство оформляется диагностическая карта <*>, которая выдается собственнику транспортного средства.
——————————–
<*> Утверждена Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 марта 1999 г. N 190, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 апреля 1999 г., регистрационный N 1763 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 18-19).
13.2. При проведении проверки конструкции и технического состояния транспортного средства контролируется также соответствие объема и качества выполненных работ, указанных в заявлении – декларации. Сведения об этом включаются в графу “Замечания о выявленных в ходе проверки дефектах и дополнительная информация” диагностической карты.
14. Выдача свидетельства.
14.1. Для получения свидетельства собственник транспортного средства представляет в подразделение ГИБДД транспортное средство и следующие документы:
документ, удостоверяющий личность;
документ, подтверждающий право владения, или пользования и (или) распоряжения транспортным средством;
паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации транспортного средства (технический паспорт, технический талон);
заявление и решение по нему;
заключение (в случаях, предусмотренных пунктом 7);
заявление – декларацию;
диагностическую карту;
заверенные в установленном порядке копии сертификатов соответствия на используемые для переоборудования составные части и предметы оборудования, запасные части и принадлежности, подлежащие обязательной сертификации (в случае отсутствия маркировки знаком соответствия).
14.2. На основании представленных документов производится идентификация транспортного средства.
14.3. По результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство (приложение N 4) или отказывает в его выдаче.
Приложение N 1
к Порядку контроля за внесением
изменений в конструкцию транспортных
средств, зарегистрированных
в Государственной инспекции
безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел
Российской Федерации
ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В КОНСТРУКЦИЮ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА
(На сайте не приводится)
Приложение N 2
к Порядку контроля за внесением
изменений в конструкцию транспортных
средств, зарегистрированных
в Государственной инспекции
безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел
Российской Федерации
ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТРУКЦИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
КОТОРЫЕ МОГУТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ БЕЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЯ О ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
В КОНСТРУКЦИЮ
Изменения конструкции, не требующие заключения | Основные требования безопасности дорожного движения |
1 | 2 |
1. Изменение типа кузова, связанного с установкой на шасси автомобилей и прицепов стандартных самосвальных и бортовых кузовов, цистерн, кузовов – фургонов (в том числе контейнеров), тента, сертифицированных в составе данного типа транспортного средства, а также установка указанных типов кузовов взамен друг друга. | Разрешенная максимальная масса и ее распределение по осям не должны превышать пределов, установленных технической характеристикой для базового транспортного средства. Габаритная ширина не должна превышать 2,5 м, а высота 4,0 м. Кузов (цистерна) должен надежно крепиться к раме автомобиля крепежными элементами, аналогичными по конструкции, количеству и материалу элементам крепления кузова или цистерны базового автомобиля той же или большей полной массы. Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака должны соответствовать ГОСТ 8769-75 “Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости”. На транспортном средстве должны быть установлены разъемные соединения для подключения электрооборудования и тормозных систем полуприцепа. |
2. Установка дополнительных топливных баков на грузовых автомобилях (сертифицированных в составе данного типа транспортного средства). | Дополнительные топливные баки должны быть установлены на предусмотренные организацией – изготовителем места и закреплены крепежными элементами, аналогичными по конструкции, количеству и применяемым материалам крепежных элементов базового автомобиля. |
3. Установка вместо бортовых и самосвальных кузовов и цистерн седельного сцепного устройства, сертифицированного в составе данного типа транспортного средства. | Седельное устройство должно быть стандартным и закреплено крепежными элементами, аналогичными по конструкции, количеству и применяемым материалам крепежных элементов базового автомобиля. Расположение седельного устройства относительно заднего моста должно соответствовать его расположению на серийно выпускаемых седельных тягачах данной марки и обеспечивать относительный поворот тягача и полуприцепа вокруг оси шкворня в горизонтальной плоскости не менее чем на 90 градусов в каждую сторону. Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака транспортного средства должны соответствовать ГОСТ 8769-75 “Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости”. На тягаче должны быть установлены разъемные соединения для подключения электрооборудования и тормозных систем полуприцепа. |
4. Установка на шасси грузовых автомобилей кузовов – фургонов, специально предназначенных для перевозки людей (сертифицированных в составе данного типа транспортного средства). | Разрешенная максимальная масса и распределение по осям не должны превышать пределов, установленных технической характеристикой базового автомобиля. Габаритная ширина кузова – фургона должна быть не более ширины бортового кузова базового автомобиля, но не более 2,5 м. Габаритная высота автомобиля – фургона не должна быть больше 4,0 м от поверхности дороги. При этом высота кузова должна позволять перевозку только сидящих пассажиров. Кузов – фургон должен надежно крепиться к раме автомобиля крепежными элементами, аналогичными по конструкции, количеству и материалу элементам крепления бортового кузова базового автомобиля той же или большей полной массы. Места для сидения должны преимущественно устанавливаться таким образом, чтобы сидящие люди были обращены лицом по направлению движения. Входная дверь должна располагаться сзади фургона, открываться наружу (задний борт кузова должен быть снят), иметь замок автомобильного типа, оборудоваться поручнем и лестницей. Фургон должен иметь на боковых сторонах аварийные выходы размером 600 х 800 мм в виде окон, открывающихся изнутри и снаружи без применения инструментов только во внешнюю сторону, а также вентиляцию, освещение и при необходимости отопление. Он должен быть оборудован двухсторонней звуковой или световой связью с кабиной водителя, огнетушителем, медицинской аптечкой. Автомобиль с кузовом – фургоном должен иметь внешние световые приборы по ГОСТ 8769-75 “Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости”, включая верхние габаритные огни спереди белого, а сзади красного цвета. На задней стенке кузова слева должно быть нанесено цветное изображение знака ограничения скорости движения до 60 км/ч. |
5. Установка на грузовые автомобили грузоподъемных бортов, лебедок и гидравлических подъемников для самостоятельной погрузки и разгрузки грузов, сертифицированных в составе данного типа транспортного средства. | Разрешенная максимальная масса и ее распределение по осям не должны превышать пределов, установленных технической характеристикой для базового транспортного средства. Габаритная ширина не должна превышать 2,5 м, а высота 4,0 м. Грузоподъемные борта, лебедки и гидравлические подъемники должны быть надежно закреплены стандартными крепежными деталями. Стрела гидравлического подъемника должна надежно фиксироваться от смещения при движении автомобиля. Грузоподъемный борт не должен иметь травмоопасных выступов, которые могут зацепить других участников дорожного движения и повлечь за собой возникновение дорожно-транспортного происшествия либо которые по своей форме, размерам, расположению или физическим свойствам (например, жесткости) могут усилить тяжесть травмирования участников дорожно- транспортных происшествий. Лебедка не должна выступать за переднюю плоскость переднего буфера безопасности (бампера). Допускается выступание лебедки в случае, если при движении автомобиля она закрыта защитным элементом. Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака должны соответствовать ГОСТ 8769-75 “Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости”. |
6. Установка на автомобили и прицепы специального несъемного оборудования, сертифицированного в составе данного типа транспортного средства, в том числе в салоне легкового автомобиля. | Разрешенная максимальная масса и ее распределение по осям не должны превышать пределов, установленных технической характеристикой для базового транспортного средства. Габаритная ширина транспортного средства не должна превышать 2,5 м, а высота 4,0 м. Несъемное оборудование должно быть надежно закреплено стандартными крепежными деталями. Специальное оборудование, установленное в салоне легкового автомобиля, автобуса, не должно иметь травмоопасных выступов. В легковом автомобиле специальное оборудование не должно устанавливаться в зоне размещения органов управления и не должно загораживать заднее окно. На прицепе должны быть установлены световозвращающие приспособления, предусмотренные Правилами дорожного движения. Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака должно соответствовать ГОСТ 8769-75 “Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости”. |
7. Установка на грузовые бортовые автомобили и бортовые двухосные прицепы коников взамен бортов. | Габаритная ширина транспортного средства не должна превышать 2,5 м, а высота 4,0 м. Коники должны быть надежно закреплены стандартными крепежными деталями и оборудованы приспособлениями, исключающими повышенный шум. |
8. Установка на шасси грузовых автомобилей кузовов – фургонов мастерских, для перевозки почты, промышленных и продовольственных товаров, сертифицированных в составе данного типа транспортного средства (за исключением кузовов – фургонов, специально предназначенных для перевозки людей). | Разрешенная максимальная масса и ее распределение по осям не должны превышать пределов, установленных технической характеристикой базового автомобиля. Габаритная ширина кузова – фургона должна быть не более ширины бортового кузова базового автомобиля, но не более 2,5 м. Габаритная высота автомобиля – фургона не должна быть больше 4,0 м от поверхности дороги. Кузов – фургон должен надежно крепиться к раме автомобиля крепежными элементами, аналогичными по конструкции, количеству и материалу элементам крепления бортового кузова базового автомобиля той же или большей полной массы. Дверь фургона должна быть расположена сзади или справа по ходу движения автомобиля. Распашная боковая дверь фургона должна открываться слева направо по ходу движения автомобиля. Подножки боковой двери не должны выступать за боковой габарит автомобиля. При использовании ручки боковой двери поворотного типа (поворачивающейся в плоскости двери) открытый конец ручки должен быть направлен “назад” по ходу движения автомобиля и загнут по направлению “к двери”, сама ручка должна быть смонтирована таким образом, чтобы она поворачивалась в плоскости, параллельной двери, и не поворачивалась наружу. В закрытом положении конец ручки должен находиться в углублении или в защитном приспособлении. При использовании ручек боковых дверей, поворачивающихся наружу в любом направлении, непараллельном плоскости двери, открытый конец ручки должен быть направлен “назад” по ходу движения автомобиля либо вниз. В закрытом положении конец ручки должен находиться в углублении или в защитном приспособлении. Оборудование мастерской должно быть надежно закреплено. На наружной поверхности фургона не должно быть травмоопасных выступов, которые могут зацепить других участников дорожного движения и повлечь за собой возникновение дорожно-транспортного происшествия либо которые по своей форме, размерам, расположению или физическим свойствам могут усилить тяжесть травмирования участников дорожно-транспортных происшествий. Ручка боковой двери фургона может выступать над поверхностью двери не более чем на 40 мм. Дверные петли фургона могут выступать над поверхностью дверей не более чем на 30 мм. Кабина водителя должна быть оборудована с обеих сторон стандартными зеркалами заднего вида. |
Примечание. Подтверждением того, что составная часть или предмет оборудования сертифицированы в составе конкретного типа транспортного средства на соответствие отдельным требованиям нормативных документов, является “Сертификат соответствия”, выданный в установленном порядке, либо его копия, заверенная в установленном порядке.
Приложение N 3
к Порядку контроля за внесением
изменений в конструкцию транспортных
средств, зарегистрированных
в Государственной инспекции
безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел
Российской Федерации
ЗАЯВЛЕНИЕ – ДЕКЛАРАЦИЯ
ОБ ОБЪЕМЕ И КАЧЕСТВЕ РАБОТ ПО ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ
В КОНСТРУКЦИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
__________________________________________________________________
(наименование и адрес юридического или физического лица,
__________________________________________________________________
выполнившего работы по внесению изменений в конструкцию
__________________________________________________________________
транспортного средства)
В соответствии с лицензией <*> N ________ от ___________,
выданной ________________________________________________________,
(наименование организации, выдавшей лицензию)
и сертификатом соответствия <*> N __________ от ________________,
выданным ________________________________________________________,
(наименование организации, выдавшей сертификат)
произведены следующие работы по внесению изменений в конструкцию
транспортного средства __________________________, государственный
(марка, модель)
регистрационный знак _____________, идентификационный номер (VIN)
_________________, N двигателя ____________, N шасси (рамы)
_________________, N кузова (коляски) _________________.
В конструкцию транспортного средства внесены следующие
изменения: _______________________________________________________
__________________________________________________________________
(описываются внесенные изменения в конструкцию систем,
__________________________________________________________________
узлов и агрегатов транспортного средства)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
——————————–
<*> Реквизиты лицензии и сертификата не заполняются, если собственником транспортного средства работы выполнены самостоятельно.
(Оборотная сторона заявления –
декларации об объеме и качестве работ
по внесению изменений в конструкцию
транспортного средства)
Характеристики транспортного средства
после внесенных изменений в его конструкцию
Габаритные размеры, мм:
Длина ___________, ширина _________, высота _________, база ______
Полная масса, кг __________, Снаряженная масса, кг _______________
Тип кузова _______________________________________________________
Количество мест для перевозки людей (включая водителя) ___________
Двигатель (тип, мощность, рабочий объем): ________________________
Система питания: _________________________________________________
Трансмиссия: _____________________________________________________
Сцепление: _______________________________________________________
Коробка передач: _________________________________________________
Главная передача: ________________________________________________
Подвеска: ________________________________________________________
Рулевой механизм: ________________________________________________
Тормозные системы: _______________________________________________
Шины: ____________________________________________________________
Дополнительное оборудование кузова _______________________________
Прочее ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
Работы выполнены качественно и в соответствии с заключением
__________________________________________________________________
(указывается организация, выдавшая заключение)
Приложение. Копия заключения о возможности внесения изменений в
конструкцию транспортного средства на _____ л.
“__”_________ 200_ г. _______________ ________________
(подпись) (фамилия)
М.П.