При осуществлении таможенного контроля, оформлении товаров, сырья, оборудования, автотранспортных средств, пересекающих таможенную территорию РФ, у таможенных органов и участников ВЭД возникает необходимость в разъяснении вопросов, требующих специальных знаний и привлечении соответствующих организаций для проведения экспертиз ( ст. 378, главы 36 ТК РФ).
Экспертами проводятся следующие экспертизы:
1. Идентификационные экспертизы, связанные с установлением физических и химических свойств, количественного и качественного состава товара, позволяющих однозначно таможенным органам идентифицировать товар в соответствии с ТН ВЭД России (ст.40 ТК РФ).
2. Определение свободной (рыночной) цены, на импортные товары народного потребления с учетом затрат, определяющих минимальный уровень цен, а также с учетом качества товаров, конъюнктуры рынка (письмо Комитета цен при Министерстве экономики РФ от 09.06.92г. № 01-17/304-06, письмо Минэкономики РФ от 05.02.98г. № 7-99 ).
3. Технологические экспертизы товаров, подпадающих под таможенный режим «переработка на таможенной территории» Российской Федерации, при котором, ввезенные товары используются для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Такие экспертизы, проводятся в соответствии со ст.178 ТК РФ, согласно которой «таможенными органами учитываются заключения экспертных организаций, основанные на конкретном технологическом процессе», они связаны с установлением норм выхода продуктов переработки и получением соответствующего разрешения.
4. Экспертизы по определению страны происхождения товаров служат основанием для удостоверения сертификатов происхождения, выдаваемых Торгово-промышленными палатами РФ на продукцию экспортируемую в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Процедура определения страны происхождения товаров базируется на правилах ВТО и Всемирной таможенной организации и требуется при импорте из развивающихся стран с применением национальной системы GSP (преференции ЕС), при квотировании импорта, а также по соображениям охраны здоровья и национальной безопасности.
Наличие сертификатов происхождения товаров предоставляет преференции (льготы) импортерам в отношении таможенных пошлин, НДС.
5. Порядок взятия проб и образцов товаров, а также порядок их исследования при проведении таможенного контроля, в необходимых случаях осуществляется с участием экспертов.
Подобного рода работы осуществляются независимыми экспертами на основании ст. 383 ТК РФ, приказа ГТК РФ от 23.12.03г. №1519.
6. Экспертизы по определению состояния товара, его качественных и количественных характеристик, в момент передачи на склад или со склада временного хранения.
7. Постановлением правительства РФ от 17.07.03г. №442 в целях реализации ФЗ «Об отходах производства и потребления» и обязательств РФ, вытекающих из Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов предусмотрено привлечение в установленном порядке независимых экспертов.
В частности возможен ввоз в РФ и транзит через территорию России шин бывших в употреблении, но не утративших своих потребительских свойств, при этом для принятия решения таможенными органами об их пригодности, соответствии действующим нормативно-техническим документам необходимо заключение независимых экспертных организаций (письмо ГТК РФ от 27.10.03 №01-06/46657).
8. В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, сертификация товаров, бывших в употреблении в Системе сертификации ГОСТ-Р не предусмотрена.
Основанием для отнесения товаров к данной категории, путем установления признаков их эксплуатации, технического состояния оборудования, автотранспортных средств могут служить ( письмо ГТК РФ от 18.12.03г. №01-06/49301) акты независимых экспертов Торгово-промышленных палат РФ, на основании которых сертификация соответствия на товары, подпадающие под обязательную сертификацию не требуется.
9. При оформлении автотранспортных средств, поступающих из зарубежья, эксперты определяют идентификационные номера, дату выпуска, техническое состояние и стоимость автотранспортных средств, оказывающих влияние, в конечном итоге, на величину таможенных пошлин.
10. Что касается подакцизных товаров, то освобождение от уплаты акцизов в отношении спиртосодержащей продукции (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта не более 9%, ввозимой на территорию РФ, принимается таможенными органами, на основании лабораторных исследований и заключений независимых экспертов.